СКОЛЬКО СТОИТ ХЛЕБ КУПИТЬ?
За что вы готовы заплатить своему ребенку? За оценки? За хорошее поведение? За чтение книг? За вымытую посуду? Добавьте то, что есть в вашем списке?

Нужно ли поощрять деньгами оценки, поведение, домашние дела ребёнка? Ведь каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо учился, или например имея свои домашние обязанности, не забывал о них.

Так что же происходит, когда вы пытаетесь платить ему за это?
1. Оценки

Допустим, у вас в семье существует правило - при условии отсутствия троек за неделю, ваш ребенок регулярно получает какую-то сумму.

И по-началу кажется всё не так уж плохо, он действительно старается, и оценки стали получше. Но потом вдруг в следствии каких-то обстоятельств вы прекращаете денежные вливания и...успеваемость вашего школьника начинает медленно сползать.

В чем же дело? "Тебе видно нужны только деньги" - вздыхаете вы.

Дело в том, что приходя в школу, дети вначале работают на оценку. В первом классе, она несколько завуалирована - это похвала, смайлики, звездочки, подписи "молодец!" - но это та мотивация, которая необходима ребенку на данном этапе. Одобрение учителя играет большую роль, тот кого хвалит педагог, обычно популярен в классе. Далее, постепенно интерес к похвале и оценке должен перейти в интерес к учебе и получению новых знаний. Ребенку будет нравится узнавать что-то новое, он с интересом изучает, делает открытия.

Как только школьник начинает получать деньги за оценки, его интерес резко становится ориентирован на прибыль, происходит сдвиг мотивации. Он старается учиться только лишь для того, чтобы получать за это монеты. И как только вы остановите финансирование, то и учеба потеряет свой интерес и смысл. По сути мы перекрываем для ребёнка дорогу к заинтересованности знаниями.


2. Чтение книг

Некоторые родители платят ребенку за прочтённые книги. Кто-то даже пытается пересматривать сумму в зависимости от количества страниц. Можно ли заинтересовать таким образом ребенка чтением? Отчасти да, но ненадолго. Ситуация примерно та же, что и с оценками.

Хотите, чтобы ваш ребенок был читающим? Читайте у него перед глазами. Имейте книжные полки с книгами дома, ходите в библиотеку, в книжный.

И тогда вопрос с чтением будет решён сам собой.


3. Домашние "обязанности"

Все, что мы делаем для дома - поддерживаем порядок, покупаем продукты, готовим, выносим мусор - все это мы осуществляем для того, чтобы дома было приятно находиться. Мы делаем это для себя, создаём комфорт и уют, потому что мы здесь живем. Это не помощь друг другу, не оказанная услуга. Так почему некоторые родители называют какие-то небольшие выполняемые ребенком домашние дела словом "обязанность"? Если вдуматься в это слово, то становится очевидно, что оно близко к принуждению. Порой родители заинтересовывают детей к выполнению своих "домашних обязанностей" выплатами.

Вот список реальных детских обязанностей - полить цветы, вынести мусор, убрать кровать, покормить кота. За это ребенок еженедельно получал определённую зарплату. Однажды мама попросила его по дороге из школы купить хлеб и "поймала" вопрос - сколько ты мне за это заплатишь? А что собственно следовало ожидать при товарно-денежных отношениях?

Такие "финансовые" проблемы могут очень сильно запутать взаимоотношения между родителями и детьми. Деньги - это инструмент, и в описанных случаях, мы воспринимаем его как способ замотивировать или поощрить ребенка. Но задача родителя состоит в том, чтобы давая в распоряжение ребёнка определённую сумму, научить ребенка финансовой грамотности, обучить его управлять деньгами.

Поэтому, если вы понимаете, с какой целью вы планируете давать ребенку карманные деньги, то вопрос за что их давать, становится бессмысленным и отпадает сам собой.


Анна Лавьер, семейный психолог